Продажа билетов со станции отправления поезда и промежуточных станций
Существующие в настоящее время принципы продажи билетов разработаны с целью обеспечения высокой заполняемости поездов по всему маршруту следования с учетом недостаточных аппаратных ресурсов и пропускной способности каналов связи.
Маршрут следования каждого поезда в первую очередь делится на участки границами железных дорог. Места, доступные для продажи от некоторой станции, хранятся в ВЦ (вычислительном центре) той дороги, которой данная станция принадлежит. Также существует более мелкое деление маршрута следовани поезда – на уровни. Уровни нумеруются по порядку, начиная с 1. Каждому уровню может принадлежать как одна станция, так и несколько. Станции одного уровня всегда принадлежат одной железной дороге. О том, какому уровню принадлежит станция, можно узнать в последней колонке неформатированного ответа справки "маршрут следования" .
Большинство билетов продаются со станции отправления поезда. Все билеты, доступные для продажи со станции отправления, также могут быть проданы от любой станции 1 уровня, причем за 45 суток и с указанием мест.
По первой из станций 2 уровня может быть «переменный трафарет» или, другими словами, «трафаретная норма», когда часть мест в поезде следует как бы в составе двух поездов, сначала от станции отправления поезда до станции смены трафарета, затем от станции смены трафарета до станции назначения поезда. (Например, Москва-Курск, Курск-Феодосия.) Основное свойство станции смены трафарета состоит в том, что на места с «переменным трафаретом» по этой станции не могут быть проданы билеты через эту станцию, только до и от нее. В случае наличия «переменного трафарета» для группы мест по первой станции 2 уровня, данные места продаются предварительно, с указанием мест, причем от любой станции 2 уровня. Также «переменный трафарет» может быть по станциям остальных уровней. О наличии «трафаретных норм» по тем или иным станциям можно узнать из справки «схема поезда». В настоящее время ввод «переменного трафарета» является единственным способом продавать билеты с промежуточных станций предварительно и с указанием мест. С вводом в эксплуатацию Экспресс-3 данная практика постепенно будет прекращаться.
Билеты с промежуточных станций тех уровней, для которых трафаретные нормы не предусмотрены, продаются без указания мест, причем в следующие сроки:
если для некоторой группы мест предварительная продажа разрешена не только от 1 уровня или от уровня смены трафарета, но и дальше (что бывает нечасто), то за 45 суток
в счет высадки пассажиров по данной станции за 3 суток до отправления поезда с начальной станции, то есть с утра даты отправления поезда со станции отправления минус 2
в счет высадки пассажиров по всем станциям дороги, предшествующим данной, в сутки отправления
в счет свободных мест в поезде с момента прихода поезда на данную дорогу, либо с момента его ухода с предыдущей станции, но не менее, чем за 2 часа до отправления (для Урала и Сибири за 4 часа)
Часто предварительно билеты на поезд могут продаваться не до любой станции, а лишь до достаточно удаленных от станции отправления поезда. Например, на поезд 104М Москва-Адлер в большинство вагонов предварительно до Краснодара билеты взять нельзя, а до Горячего Ключа можно. Данные ограничения, как правило, снимаются за 6 часов до отправления поезда, когда билеты на свободные места начинают продаваться до любой станции.